По просьбам потребителей Петербургский тракторный завод внедрил новую опцию для тракторов КИРОВЕЦ К-7М – механизм отбора мощности (МОМ) с двумя передаточными отношениями. Трактор с новым механизмом может работать с приводными агрегатами на 1000 или на 540 об/мин.
Механизм отбора мощности является стандартным оборудованием тракторов малой и средней мощности. Для тракторов высших тяговых классов механический отбор мощности применяется реже, поэтому оборудование на тракторы КИРОВЕЦ поставляется по заказу, в качестве опции.
Большинство агрегатов для самых мощных тракторов спроектировано под частоту вращения 1000 об/мин. Этот режим позволяет максимально эффективно использовать мощность двигателя без риска перегрузки по крутящему моменту. Как известно из курса физики, при одной и той же передаваемой мощности крутящий момент на более низких оборотах будет выше. 540 почти в два раза меньше, чем 1000, поэтому крутящий момент, и без того немалый, на выходном валу отбора мощности практически удваивается.
Некоторые производители стали предлагать и для мощных тракторов агрегаты с частотой 540 об/мин. Также есть некоторая доля клиентов, предпочитающих использовать один мощный универсальный трактор с максимально широким набором агрегатов, в том числе изначально предназначенных для тракторов меньшей мощности.
Бункеры-перегрузчики, пожалуй, наиболее распространённая категория тягово-приводных агрегатов для мощных тракторов. Здесь показан в качестве примера один из подходящих по своим параметрам для КИРОВЦА прицепов. Как заявлено на сайте производителя, этому 40-кубовому бункеру подходит трактор от 300 л.с., а для привода выгрузного шнека нужно как раз 540 об/мин. Отсутствие такого режима на механизмах односкоростного типа и создавало определенные неудобства в эксплуатации.
Впервые на тракторах КИРОВЕЦ двухскоростной МОМ появился у модели КИРОВЕЦ К-525. Многие потребители сразу начали интересоваться возможностью установки его и на трактор КИРОВЕЦ К-7М. Для этого было необходимо решить ряд компоновочных вопросов и тщательно проверить прочность конструкции.
Теперь для всех тракторов КИРОВЕЦ К-7М, выпущенных с сентября 2023 года, эта опция доступна. Двухскоростной МОМ можно получить как в составе трактора, так и отдельно в виде комплекта для установки в сервисном центре или на базе хозяйства.
Основные характеристики и параметры МОМ:
- Привод — механический. Крутящий момент передается от ведущего вала коробки передач через фрикционную муфту.
- Тип — независимый. Привод МОМ не зависит от педали слива (сцепления). Это означает, что: 1) включенный вал отбора мощности не останавливается при нажатии на педали или изменениях в работе коробке передач; 2) МОМ можно включать и выключать в движении (соблюдая ограничение: включение муфты под нагрузкой при давлении в гидросистеме КП в пределах от 1,1 до 1,3 МПа).
- Тип — несинхронный. Скорость вращения хвостовика вала отбора мощности не связана со скоростью движения тракторов (оборотов колёс). Она зависит только от режима работы двигателя: NВОМ=NДВС∙0,53
- Скорость — 1000 об/мин или 540 об/мин при номинальных оборотах двигателя. Передаточное отношение изменяется механическим способом.
- Расположение — задний. Для подключения прицепных, полуприцепных и задненавесных агрегатов с механическим приводом рабочего оборудования через стандартный ВПМ (вал приема мощности).
- Система смазки редуктора — циркуляционная. Механизм отбора мощности имеет собственную систему смазки прокачиванием (циркуляцией) масла под давлением.
- Включение привода механизма отбора мощности — гидравлическая муфта с клапаном плавного пуска. Обеспечивает дистанционное безударное подключение МОМ под нагрузкой.
- Сменные хвостовики вала отбора мощности. В состав опции «Механизм отбора мощности» входят пять сменных хвостовиков разных типов.
Типы сменных хвостовиков МОМ
Тип хвостовика по ГОСТ 33032-2014 | Количество шлицев (z) | Наружный диаметр, мм | Максимальная передаваемая мощность, кВт (л.с.) |
4 | 20 | 55 | 290 (393) |
3 | 20 | 44 | 275 (373) |
2 | 21 | 35 | 115 (156) |
1с | 8 | 38 | 115 (156) |
1 | 6 | 35 | 92 (125) |