Максим КРОХТА: нам пора избавляться от русского «авось»
В нашей беседе Максим Геннадьевич КРОХТА, генеральный директор ООО «Агроснабтехсервис», сосредоточился на актуальном направлении — обеспечении хозяйств запасными частями для сельскохозяйственных машин. Руководитель рассказал, почему хозяйствам выгоднее заказывать запчасти зимой и каков следующий стратегический пункт на карте компании.
ЗА СХЕМОЙ «20/80» — БУДУЩЕЕ
Три года назад мы запустили принципиально новую схему взаимодей- ствия с аграр1ими по поставке запасных частей: «20/80». В чём заключается её смысл для руководителей? В период гарантийного обслуживаши техники наши специалисты сервисной службы, которая обслуживает данное хозяйство, проводят обследование существующего технического парка (в том числе и послегарантийной техники). По результатам обследования составляется дефектовочная ведомость, из которой потом формируется заявка от хозяйства на запчасти на следующий сезон.
В чём здесь заключается преимущество для хозяйств?
На этой стадии преимущество заключается в том, что обследованием техники занимается сервисная служба, которая ведёт её обслуживание в процессе эксплуатации. Дефектовку делаютспециалисты совместно с инженерной службой хозяйства и совместно определяют, какие запасные части необходимы для предстоящей посевной кампании. А наши специалисты из отдела запчастей рекомендуют сделать предварительную заявку согласно этому списку. Именно рекомендуют сделать своевременное приобретение, а не навязывают!
Мне задавали вопрос : «А не получится ли так, что вы нам будете советовать приобретать лишние запасные части?». Ответ очевиден: инженерная служба хозяйства участвует в процессе и может самостоятельно оценить, проходит ли тот или иной узел год-два или его все же необходимо заменить.
Заявку со списком нужных запчастей обрабатывают наши специалисты. Мы смотрим, какая у нас общая сумма получилась по счёту. Всё это происходит в октябре-ноябре, тогда и возможно заключить договор по схеме «20/80». Хозяйство вносит лишь 20% от общей стоимости заявки.
А если за это время заводские цены на запчасти поднимутся?
Важно то, что мы фиксируем цены, сложившиеся на момент сделки. Многие знают, что заводы делают большие скидки именно в межсезонье. Как показывает анализ последних пяти лет, с октября по май цены поднимаются. Допустим, по запасным частям для комбайнов мы обязуемся выполнить заказ к 1 июня. По факту поступлениязапчастей на склад хозяйство проплачивает оставшуюся сумму и забирает свой заказ в полном объеме.
Сегодня даже наши отечественные комбайны, тот же «Ростсельмаш», на 40-50% состоят из импортных комплектующих. А это означает не только более высокую цену, но и отсутствие тех или иных запчастей на складе. Аграрий же, «застолбив» ещё в октябре цену и оплатив всего лишь 20%, не только экономит, но и гарантированно получает к ремонтной кампании всё необходимое.
Нужно отметить, что многие хозяйства уже приняли эту схему работы, оценив её удобство и эффективность. Ведь, как известно, в горячую посевную или уборочную пору встаёт вопрос не о том, сколько стоит необходимая запасная часть, а есть ли она в наличии.
В данной схеме участвуют все наши подразделения — все наши районные технические службы.
Вам-то выгодно собрать 20%, обеспечив себя работой на целый сезон?
Это выгодно в первую очередь хозяйствам. Для нас же эта программа покрывает лишь часть нашего объема работы. У нас на складе имеется постоянный запас на сумму около 80, а в сезон и 100 миллионов рублей. Поэтому мы не говорим, что полностью переходим на работу по принципу предварительных заказов. По большей части это касается запасных частей сезонного спроса. Естественно, что и для нас подобная форма партнёрства выгодна — мы получаем гарантированную заявку на запасные части. Основные расходные материалы и запасные части мы по-прежнему поставляем и в сезон.
По идее, своей схемой «20/80» мы ничего революционного не предлагаем. Если вспомнить годы плановой экономики, аименно на таких принципахработа и была выстроена: проводились обследования, составлялись дефектовочные ведомости, по которым велась заблаговременная закупка запасных частей на сезон. Насколько они эффективно тогда работали — это уже другой вопрос.
Как показала себя система за три года, многие ли руководители в нее включились?
Понимание того, что подобная схема нужна и экономически выгодна, есть.
Но на сегодняшний день по ней нужно именно работать. Многие же привыкли полагаться на «авось»: «Мы начнем ремонтировать комбайны летом, а где будут запасные части, там по факту и купим». Здесь сразу же встают вопросы: а по какой цене и какого качества?
Я думаю, что за схемой «20/80» — будущее нашего взаимодействия с аграриями. К примеру, вся Европа работает исключительно под заказ. Почему мы с лёгкостью и пониманием относимся к тому, что на тот же Buhlerили JohnDeereнужно закупать запасные части заранее? А вот на российскую технику этот принцип неперекладываем. Нам так или иначе придётся перестраивать психологию и приучать себя «готовить сани летом».
Два года назад я в составе новосибирской делегации ездил на выставку в Ганновер. В ходе деловой поездки мы посетили фирму, которая более полувека занимается поставкой запасных частей для сельского хозяйства. Руководитель прокомментировал нам, каким образом выстроена их система работы: заявочная кампания заканчивается 1-го января, не успел — нет запасных частей. Летом у западных заводов какая-то всеобщая «сиеста» наступает после активной работы. Один из участников нашей делегации тогда сказал:«Да, мужики, придется и нам со временем покупать запчасти зимой».И это уже не за горами.
Что скажете о поставщиках и ценах?
Когда задают вопрос ценовой политике, которая складывается на рынке, надо учитывать тот факт, что все дилеры получают одну и ту же скидку на заводе. Разница может быть примерно в 5-7 %, в зависимости от категории дилера — это та вилка, в пределах которой мы можем предоставитьсельхозтоваропроизводителю скидку. Когда же речь заходит о 20-30%, стоит задуматься о природе этих цен. «Агроснабтехсервис» позиционирует себя как поставщик оригинальных заводских запасных частей. На сегодняшний день мы «отфильтровали» список тех, с кем сотрудничаем на постоянной основе. Не скрою, за последние два-три года у нас побывало много «ходоков», предлагающих китайские «серые» запчасти со скидкой в 30-50 %. Мы от этого отказались. Наша стратегия неизменна: поставка оригинальных запасных частей напрямую с завода- изготовителя.
КАЖДОМУ РАЙОНУ — ПО ФИЛИАЛУ
Как идёт продвижение в регионе?
В 2011 году мы заключили с заводом «Ростсельмаш» и Харьковским тракторным заводом дилерский договор на продажу сельскохозяйственной техники в Кемеровской области. Естественно, за продажей техники последует и поставка запасных частей. Осенью мы принимали кемеровскую делегацию в Коченёво, где презентовали программу нашего взаимодействия. Та же схема«20/80» была воспринята с большим интересом, поскольку ничего подобного у кемеровчан нет.
Я думаю, что опыт работы компании «Агроснабтехсервис» в Новосибирской области, в том числе и по запчастям, будет с успехом реализован и в Кемерово. Тем более что уже сегодня наши Тогучинский и Болотнинский филиалы, граничащие с Кемеровской областью, активно работают с прилегающими районами этого региона, сотрудничество уже налажено.
Где сегодня можно купить запчасти?
В нашей области филиальная сеть «Агроснабтехсервис» представлена магазинами-складами в Чистоозерном, Баганском, Болотнинском, Ордынском, Коченевском, Тогучинском, Маслянинском и Черепановском районах. Кроме того, работает фирменный магазин на Фабричной, 14 в Новосибирске. Мы не стоим на месте и в этом году планируем открытие как минимум ещё двух торговых розничных точек в нашей области.
Представительства и торгово-выставочные площадки непосредственно в районах — одно из преимуществ, традиционно отличающее нас от других компаний.
В филиалах сегодня можно узнать не только о наличии запасных частей и оформить заказ, но также проконсультироваться по приобретению сельхозтехники. Или по новому для нас направлению — сельхозхимии. Модель работы каждого из филиалов полностью идентична головному отделению «Агроснабтехсервис». На все вопросы селян могут ответить и на местах. Не обязательно ехать в Новосибирск — всё можно оперативно решить в своем районе.
Насколько оперативно реагирует филиальная сеть на выполнение заказа?
Основной объём запасных частей у нас размещается на двух базах: на улице Новая заря в Новосибирске и в р.п. Коченёво. Оттуда централизовано развозим партии по нашим филиалам в районах — есть определенные дни доставки в конкретный район.
Поставка запасной части в течение суток — сегодня это не просто рекламный слоган, а вполне осуществимое мероприятие. В разгар сезона мы активно работаем с транспортными компаниями, автобусами. То есть в хозяйство необходимая запчастьбудет доставлена любыми путям.
ЗА КАЧЕСТВО ОТВЕТИМ
Сегодня особенно остро встаёт проблема качества…
Все запасные части у нас проходят через Службу входного контроля, которая работает на двух наших основных базах — на ул. Новая заря в Новосибирске и в р.п. Коченёво с 2002 года.
Нам часто задают вопрос: что вы делаете с товаром, который эту проверку не прошёл? Мы его не уценяем, просто возвращаем. Этот товар не идёт в продажу.
Это касается запчастей, которые приходят напрямую от поставщика. Естественно, даже заводские части выходят из строя — на то они и «железяки». В этом случае за один день проводим анализ запасной части: если обнаруживается заводской брак, мы отдаём клиенту новую запчасть. Бывают случаи, когда с претензией обращаются по запасной части, купленной не в «Агроснабтехсервисе».
Во избежание таких инцидентов мы клеймим свой товар специальным знаком.
По такому принципу работает только «Агроснабтехсервис»?
Заявлять о том, что существует служба входного контроля и реально такую службу организовать — разные вещи. Да, возможно, какие-то фирмы визуально осматривают запасные части. Но для того, чтобы эффективно работала служба входного контроля, нужны, во-первых, квалифицированные специалисты. У нас сегодня это направление возглавляет Виктор Иванович АВТУШКО, стаж работы которогов сервисной службе составляет более 30 лет. А во-вторых — оснащение: у нас проверка проводится на дорогом специальном оборудовании. И если кто-то заявляет о наличии такой службы, необходимо просто посмотреть, какими ресурсами он владеет для проведения подобной работы.
Есть ли у «Агроснабтехсервиса» какие-то новые предложения для предстоящей посевной кампании?
— Во-первых, 1 января текущего года мы запустили в работу информационные электронные каталоги по запасным частям. Долгое время это было насущной проблемой: каталогов по отдельным изготовителям либо вообще не существовало, либо они были в виде книг с устаревшей информацией. Нашими специалистами проведена большая работа по сведению всех существующих сегодня предложений по запасным частям в единый каталог. Наши клиенты всегда могут ними воспользоваться.
Вторая новость: уже на выходе программа работы по дисконтным картам на запчасти. Наши клиенты будут рады узнать об этом.
И еще: в процессе разработки находится программа для крестьянско- фермерских хозяйств — я думаю, мы её завершим как раз к началу посевной кампании. Фермеры нам доверяют, и чтобы простимулировать это направление, мы готовы идти навстречу. Наша специальная «фермерская» программа коснется новых условий приобретения запасных частей и техники в целом, а также вопросов сервисного обслуживания.