Группа Компаний «Агроснабтехсервис» относится к предприятиям без которых сложно представить работу новосибирского АПК. Кажется, никакие потрясения не оказывают на нее большого влияния. Поставка и обслуживание техники, презентация новинок, снабжение запчастями — все идет по плану. Конечно, рынок есть рынок, однако несмотря на появление конкурентов, вплотную приблизиться к системе, сформированной за более чем 50 лет работы еще никому не удалось.
Подтверждением стабильности холдинга стала произошедшая смена руководства. Место генерального директора занял Антон Жуков, до этого отвечавший в ГК «Агроснабтехсервис» за одно из ключевых подразделений. Не так просто возглавить коллектив, если до этого им руководил известный всем поставщикам и заказчикам Анатолий Васильевич Жуков, пусть даже это твой отец, и наставник. Да и время, нужно сказать не самое простое. Сначала закупки оборудования несколько лет останавливала погода — сушила, заливала…. Однако работать в АПК всегда было не просто.
Сезон-2015 подходит к завершению, каковы его итоги, стоит ли ожидать новинок и какие задачи ставит перед коллективом новый руководитель? Об этом «Председатель» побеседовал с гендиректором ГК «Агроснабтехсервис», Антоном Жуковым.
Импортозамещение идет полным ходом
— Антон Анатольевич, на 4 сентября запланировано проведение Дня поля в деревне Алексеевка, Новосибирского района. Какие новинка представит «Агроснабтехсервис»?
— В этом году в первую очередь сделаем акцент на демонстрацию самоходной техники. Многие производители обновили модельные ряды рассчитывая на спрос со стороны как небольших хозяйств, так и крупных агрохолдингов. Покажем уже знакомые специалистам машины и, конечно, новые образцы. Мероприятие обещает быть интересным.
Если говорить о нашей линейке то сегодня повышенным спросом пользуется техника ЗАО «Петербургский тракторный завод» и ЗАО СП «Брянсксельмаш» и ОАО «Гомсельмаш». Поэтому в первую очередь представим машины этих предприятий. Одной из новинок, которая на мой взгляд вызовет повышенный интерес у хозяйств станет обновленное универсальное энергосредство Палессе. Это современный агрегат, который благодаря различным адаптерам может работать на кормозаготовке, скашивании трав на заготовке сенажа и даже для скашивания зерновых в валок. Многие хозяйства о ней слышали, но не видели в работе. Мы решили его продемонстрировать.
— Сегодня далеко не у всех есть средства на зарубежное оборудование, готовы ли хозяйства перейти на российские машины?
— В связи с тем, что курс евро растет и становится непредсказуемым, вижу большие перспективы в поставках тракторов и комбайнов российского производства. Действительно, раньше многие выбирали зарубежную технику, однако сегодня цена на нее значительно возросла, поэтому там где есть хорошие аналоги покупатели переходят на отечественные образцы. Наши заводы тоже не теряли времени, качество выпускаемой продукции за последние годы заметно выросло, это также сказалось на спросе.
— Кировский завод без особых натяжек можно считать флагманом российского тракторостроения, как изменился спрос на знакомые всем «кировцы»?
— Да, трактор «Кировец» серии К-744Р — это одна из наиболее востребованных на сегодняшний день позиций. Однако, если год-два назад их обычно приобретали весной, позже это были единичные случаи, то в этом году мы только к посевной привезли 15 машин и они все были проданы. Дальше шло по нарастающей. По сравнению с прошлым годом количество заявок увеличилось более чем в 3 раза.
Без преувеличения скажу, что импортозамещение идет полным ходом. Чтобы удовлетворить спрос завод работает в 3 смены, однако в свободном доступе техники нет, приходится резервировать и ждать. Заявки идут ото всюду. Алтай в этом году дважды заказывал по 40 тракторов.
Конечно, здесь и непредсказуемость курса сыграла свою роль, однако машина стала совершенно другой. «Кировец» пятого поколения — это энергонасыщенный трактор, мощностью от 300 до 428 л.с. На нем установлена современная гидравлика, производительность гидросистемы при максимальной нагрузке 180 л/мин. Если раньше с иностранными посевными комплексами «Кировец» работать не мог, то сейчас — никаких проблем. Изменился внешний вид трактора, улучшены условия работы механизатора. Кабина обеспечивает комфорт не хуже чем в иномарке: панорамное остекление, вибрация почти не ощущается, отличная шумоизоляция.
— Финансовая политика тоже сыграла свою роль
— Да, «Кировец» попал в федеральную программу №1432. Если раньше скидка к цене завода была 15%, то сегодня для сибирского региона она увеличена до 30%. Кроме того, по областной программе выплачивается 50% компенсации от его стоимости для хозяйств, занимающихся животноводством. Итого, трактор мощностью 300 л.с. с учетом действующих по федеральной и областной программам скидок можно приобрести за 2,7 млн руб., цена на заводе — 6,9 млн руб.
Добавлю, что техника производства Брянсксельмаш также вошла в программу №1432. Для сибирского региона на нее представляется скидка 30%. Правда, под действие программы попадало только кормозаготовительное оборудование, ждем, что ее действие также распространится и на зерноуборочную линейку.
Есть информация что программа 1432 будет действовать только до конца 2015 года, далее ее могут отменить либо существенно изменить условия в худшую сторону. Нужно использовать шанс пока он есть и покупать технику, иначе потом можно будет только вспоминать об упущенной возможности.
Из знакомых хозяйствам машин представим две модели выпускаемых Минским тракторным заводом. Торговый дом МТЗ теперь находится на нашей базе. Весь модельный ряд, вся выставочная техника, все официальные продажи техники МТЗ идут именно с нашей площадки. Соглашение об этом было подписано еще в конце 2014 года.
— Ваши рекомендации хозяйствам?
— Подумать об обновлении парка уже в этом сезоне. Новая техника более производительна, она требует меньше запасных частей, снижает расход топлива в расчете на один гектар. В ее работе меньше внеплановых простоев, что очень важно. А заявленные меры господдержки позволяют значительно сэкономить финансовые ресурсы.
Партнер и машина должны быть надежными
— Для всей ли зарубежной техники можно подобрать российские аналоги?
-Наши заводы много делают в этом направлении, однако некоторые образцы техники пока еще уступают продукции иностранных компаний. На Дне поля планируем показать пресс-подборщик, с встроенным в основную базу, обмоточную в сенажную пленку машину. итальянской фирмы FERABOLI.. За один проход пресс-подборщик подбирает и закручивает в рулон сенажную массу, затем передает его на последующую машину которая все обматывает в пленку.
На Татарский день поля мы привезли четыре ременных пресс-подборщика Feraboliи все сразу продали. Затем привезли еще партию, которую также раскупили. Плюсы этой машины — ее универсальность. Она может закатывать сено, сенаж и солому, причем, делает это очень качественно. Да, она не дешевая. Однако, если посчитать массу рулона, сравнить затраты на доставку 1 рулона после итальянского пресса с 2-3 рулонами бобруйского после пресса, сравнить сохранность корма, то окажется, что приобретать все же выгодно. Из многих полезных опций — установлен счетчик рулонов, позволяющий узнать ежедневную выработку. Вес одного рулона — до 1000 кг.
Мы занимаемся овощеводческим направлением, также можно сказать, что на сегодняшний день на российском рынке сегмент представлен весьма ограничено. Пока крупным хозяйствам придется использовать зарубежные машины. Со временем импортной техники будет заходить все меньше, российские заводы получили возможность продвигать свою продукцию. Считаю, что производители осознали, что технику нужно делать на высоком уровне — доступную, надежную, эффективную. Сейчас настало время когда ее можно производить и реализовывать.
— Многие заводы предлагают на выбор установку российского или зарубежного двигателя, что чаще выбирают покупатели?
— Надежность российских двигателей заметно возросла и свой моторесурс они однозначно отрабатывают. Изготовители следят за качеством, на заводах действует жесткая система контроля, вопросы сервисной поддержки решаются оперативно. Если 5-7 лет назад были проблемы с гарантийными случаями, то сейчас все решается по звонку. Произошел отказ — немедленно отправляется все необходимое, вплоть до отгрузки нового двигателя, только чтобы техника не простаивала.
У нас есть собственный цех по ремонту техники и оборудования, как импортного, так и отечественного. Мы проводим капремонт двигателей, чаще в зимний период в плановом режиме. Летом все должно решаться быстро. Появился отказ — сообщаем на завод и совместно принимаем решение, как быстро вернуть технику на поле.
Сегодня практически все производители предлагают на выбор российские или зарубежные двигатели. Тот же Кировский завод может поставить на К-744Р3 и К-744Р4 в комплектации «Премиум» линейку двигателей Cumminsили Mercedes-Benz. Однако трактора «премиум» класса мало кто заказывает. Такие случаи единичны.
— В вашей линейке регулярно появляются новые машины, по каким принципам «Агроснабтехсервис» выбирает партнеров?
— Стараемся работать с сильными заводами, потому что нам нужна постоянная поддержка. Если продаем технику, то несем за нее полную ответственность. Когда происходит поломка нам важно чтобы наши партнеры оставались с нами, помогали консультациями, были готовы оперативно поставить запчасти. Пример — завод Poettinger, с которым компания сотрудничает с 2006 года. Одно дело, что выпускаемая им техника очень надежная, второе, чтобы ни произошло, все решается без промедления.
Иногда, к сожалению, отношения прерываются, и у определенной линейки появляется другой дилер. Так произошло с комбайнами Ростсельмаш. Тем не менее, все машины, которые поставил «Агроснабтехсервис» мы продолжаем обслуживать. Действует сервисный контракт с заводом. Когда же срок гарантии закончится, хозяйства сами будут принимать решение у кого обслуживаться. Все необходимое для техники Ростсельмаш мы приобретаем. На наших складах есть гаранткомплекты и необходимые запасные части. Мы по-прежнему являемся эксклюзивным дилером Ростсельмаш по прицепной технике «Klever».
Если говорить о комбайнах, то на смену ростовским машинам пришла техника ЗАО СП «Брянсксельмаш» и «Гомсельмаш». Наша компания стала эксклюзивным дилером . Для нас это знаковое событие. В прошлом году мы продавали технику «Гомсельмаш», но не эксклюзивно. Сейчас наши позиции укрепились.
Сэкономить на сервисе — потерять в урожае
— Не секрет, что в последние три года объемы закупок машин хозяйствами снижались, как это повлияло на работу «Агроснабтехсервиса»?
— Мы не уменьшили количество сервисного персонала. Все наши специалисты имеют большой опыт, они практики и теоретики, проходят обучение на заводах, хорошо разбираются в вопросах обслуживания и ремонта. Всегда готовы обучать, консультировать. Головной технический центр, все техцентры в районах продолжают работу.
Парк машин стареет, поэтому количество обращений связанных с ремонтом растет. У нас много сервисных контрактов. Владельцы импортного оборудования стараются обращаться в специализированный центр даже после окончания гарантии, российские машины многие пытаются ремонтировать сами. Если не получается — обращаются к нам. Однако перспектива все же за внешним сервисом. Даже российская техника стала более сложной, далеко не везде есть хорошие механики, поэтому проще привлечь стороннюю службу. Если у нас на сервисном обслуживании находятся 200 комбайнов, то в хозяйствах 1-2. Наш специалист приезжает на замену масел, дает рекомендацию на что обратить внимание, какие запчасти лучше приобрести заранее чтобы минимизировать простой.
Сегодня многие понимают выгодность дефектовки техники в межсезонье.. При таком подходе мы знаем, что заказывать на заводах, хозяйствам также спокойнее, поскольку детали приходят своевременно и по низким ценам. Психология меняется, с каждым годом хозяйства будут все больше переходить на сервисное обслуживание у дилеров, поскольку это повышает уровень готовности, снижает риск простоя.
— Если совсем коротко, ваши рекомендации владельцам?
— Соблюдать регламент обслуживания. Есть определенная периодичность проведения ТО и если ее не нарушать ресурс машины будет гораздо выше.
Доверять рекомендация сервисного специалиста. Если он указывает места на которые нужно обратить внимание, скорее всего на это есть основания. Лучше оперативно поменять какую-то запчасть, чтобы не случилось более серьезной поломки.
Не пытаться сэкономить на расходных материалах. Если сервисный центр предлагает масло для двигателя Cummins, то не стоит искать более дешевые варианты. Есть Cummins который эксплуатируется в поле на тракторе, а есть который эксплуатируется на моторной лодке. Этим двигателям требуются принципиально разные масла.
Не пытаться сэкономить приобретая неоригинальные запчасти. Ни к чему хорошему такая экономия не приводит. Ресурс оригинальных запчастей гарантирован, нагрузки на трактора и комбайны растут. Если раньше было по 300 га, то сейчас в 3-4 раза больше, поэтому простои не допустимы. Сэкономив на запчастях можно потерять в урожае.
Последнее и возможно самое главное — воспитывать у механизаторов заботливое отношение к технике.
— Какие задачи в настоящее время стоят перед вашей компанией?
— Дальнейшее развитие сервисной службы, это направление для нас самое актуальное. В перспективе ожидаем увеличения спроса на технику, поэтому будем наращивать объемы закупок оборудования, запчастей. Сейчас работаем в данном направлении с российскими заводами.
Конечно мы ни в коем случае не разрываем отношения с иностранными партнерами. Пока отечественное производство развито все же не по всем направлениям. По прицепной технике, посевным комплексам много зарубежных машин, которые российские компании еще не производят. По эти направлениям будем работать, поскольку заменить нечем, аналогов на нашем рынке нет.
— Вы не так давно назначены генеральным директором предприятия, сложно ли работать в новой должности?
— Когда я управлял компанией из 15 человек организовать ее работу было гораздо проще, чем нести ответственность за всю ГК «Агроснабтехсервис». Первое время было тяжело, нужно было вникнуть как этот механизм работает. Сейчас начинается осознанное управление — постановка задач, контроль за их выполнением. Приходит понимание, что необходимо делать, чтобы все подразделения работали как одна команда.
Для меня важно то что рядом со мной находится Анатолий Васильевич. Конечно у него много депутатских обязанностей, поездки, встречи, но без его поддержки мне конечно было бы тяжело. Тем не менее, «Агроснабтехсервис» — компания с большой историей, своими традициями. Состав специалистов сформирован, уровень взаимопонимания и взаимопомощи очень высок.
Успех нашей работы определяется качеством работы «в полях». Когда едет специалист по сервису проводить техническое обслуживание и делает это квалифицированно, быстро передает заявку на запасные части, а отдел логистики ее оперативно обрабатывает, машина начинает работать, клиент понимает что дилер умеет работать, у нее можно приобретать технику. Возможно только первую машину продает отдел сбыта, все последующие зависят от уровня сервиса
Я сам также стараюсь бывать в районах чтобы получать обратную связь. Может быть неделю пропускаю из-за срочных дел, но потом обязательно дня на два-три выезжаю за пределы Новосибирска.
-Приходилось ли вам самому управлять сельскохозяйственными машинами?
— Конечно, я работал трактористом и комбайнером. Во время студенческой практики отработал на Енисее всю уборочную. Работал помощником, затем три года подряд сам управлял комбайном. ДТ-75, «Кировец», «Енисей», «Акрос», «Полессе»…российскую технику знаю неплохо. Приходилось заниматься и ремонтом. Знаком с иностранными машинами, поскольку проходил полугодовую практику в Германии от аграрного университета. Работал на комбайне и тракторе, жил и изучал как работает немецкий фермер.
-Есть отличия от работы в Сибири?
— Главное отличие в том, что там практически нет крупных хозяйств. Фермер обрабатывает в среднем 30 га земли, поэтому большая техника в основном работает по найму. Многие фермеры кооперируются чтобы приобрести дорогостоящие машины. Сначала убирают у одного, затем переезжают к соседу. Немцы очень аккуратны. Сервисную службу вызывают заранее, она приезжает проводит дефектовку. Согласно подготовленному перечню приходят запчасти, затем проводится ремонт. По его окончанию машина готова к работе. Как только поступает заявка на уборку — комбайн пошел на поле.
Технику мало обновляют. Дело в том, что у них нет таких наработок как у нас. Соответственно комбайн, которому больше 10 лет может выглядеть как новый. Мелкий ремонт могут выполнить сами, но если случится что-то серьезное обращаются только к специалистам. В Германии сервисные центры располагаются рядом с хозяйствами, поэтому ремонт происходит оперативно. Конечно, их расстояния нельзя сравнить с нашими, тем не менее, перед нами также стоит задача делать все в кратчайшие сроки.
Технический центр должен находиться рядом с хозяйством, чтобы механик мог оперативно выехать устранить проблему и запустить машину. Этот принцип был заложен еще в период становления нашей компании и время показало, что было выбрано правильное направление.
Сегодня при поиске партнера хозяйства прежде всего обращают внимание на сроки. Мы стараемся устранить проблему в течение 24 часов. Для этого обеспечиваем наличие запасных частей, работаем с заводами. Многие наши партнеры также создают в регионах где работают их машины запасы всего необходимого для ремонта.
— Возвращаясь к предстоящему Дню поля, что ждете от этого мероприятия?
— На мой взгляд, программа мероприятия обещает быть насыщенной. Ожидаем приезд руководителей ЗАО СП «Брянсксельмаш» и «Гомсельмаш», Петербургского тракторного завода. Планируется подписание соглашений с правительством НСО о сотрудничестве с регионом. Задача производителей и руководителей АПК — сделать технику более доступной. В предыдущие годы был провал в приобретении машин, необходимо наверстать упущенное.
Я понимаю, что сейчас идет уборка, все заняты своими задачами, урожай — это главное, это задел на будущее. Тем не менее приглашаю принять участие в мероприятии. Можно будет задать вопросы, пообщаться. Считаю что встреча будет очень полезной. Плюс, конечно же можно будет приобрести понравившуюся машину и, возможно, успеть опробовать ее еще в этом сезоне.
Текст: Валерий Шахлин